Распространенные ошибки в антисептировании древесины и их последствия

  1. Ошибки при обработке древесины

В работе с древесиной правильное антисептирование материала важно настолько же, насколько приобретение качественного сырья. Для достижения гарантированных производителем антисептика результатов необходимо не только соблюдать инструкции, но и контролировать процесс обработки. К тому же рабочие, которые эксплуатируют продукт, должны быть знакомы с тонкостями технологии.

Ведущие производители антисептических материалов обычно предоставляют потребителям подробную инструкцию по работе со своим товаром, а некоторые даже проводят инструктаж персонала клиентов. Однако даже этих шагов в некоторых случаях бывает недостаточно: из-за нарушения технологии использования антисептического средства могут возникнуть трудности, которые приводят к более серьезных проблемам. О самых распространенных ошибках нам рассказал представитель компании «Hansacom-West» Юрий Ивашкив.

«Несколько лет назад нам поступил запрос на покупку транспортного антисептического средства. В телефонном разговоре с руководителем компании, которая направила запрос, я подробно рассказал об особенностях продукта и технологию работы с ним: дозировку, концентрацию, процесс обработки и способ дальнейшей транспортировки древесины. Кроме того, я объяснил ему, как правильно рассчитать время выдержки материалов в ванне с готовым раствором и время проветривания древесины после антисептирования. После этого я направил представителю компании необходимые инструкции и разрешительную документацию. Мы договорились, что после приобретения средства и надлежащей подготовки производства к его эксплуатации я проведу учебную работу с персоналом компании ».

Также Юрий Ивашкив вспомнил, что обычно учебный процесс на предприятии длится около двух часов и является стандартным. Так случилось и на этот раз: для директора по производству и сотрудника, ответственного за антисептирование древесины, было проведено полноценное инструктирование с контрольным погружением древесины и проверкой концентрации раствора. «В ходе инструктажа я дал несколько рекомендаций по поводу вложения пиломатериалов в специальные пакеты, а также обратил внимание на то, что их толщина составляет 25 мм. Дело в том, что стандартной толщиной досок является 60 мм и 40 мм, а 25-миллиметровые доски выпиливают по мере наполнения пакета, однако не более 5 м3 в смену. Таким образом, пакет досок толщиной 25 мм не менее суток находится при температуре 35-40 градусов и поддается поражению спорами вредных грибков. Я посоветовал увеличить толщину прокладок для таких досок, что обеспечит лучшую циркуляцию воздуха.

Первые отгруженные нашими клиентами партии товара соответствовали требованиям, поэтому не вызвали никаких нареканий. Однако через некоторое время компания все же получила претензию от своих клиентов из Египта по поводу качества досок толщиной 25 мм. После переговоров с представителем компании, которая приобрела у нас транспортное антисептическое средство, сотрудник «Hansacom-West» прибыл на производственную базу, чтобы выяснить, что стало причиной ухудшения качества антисептирования.

Обзор производства проходил в несколько этапов:

  1. В первую очередь наш представитель замерял концентрацию раствора в ванне — и сразу же обнаружил нарушения: в то время как по требованиям для транспортировки древесины морским транспортом концентрация средства должна быть не менее 4%, в ванной концентрация раствора составляла только 2%. Недостаточная концентрация средства — одна из самых распространенных причин поражения древесины, ведь так называемый запас прочности у качественных антисептиков достаточно большой, но он не безграничен. Самого наличия в растворе антисептического средства недостаточно, чтобы обезопасить материал от поражения спорами грибков — необходимо четко придерживаться технологии.
  2. Также представитель осмотрел склад, где хранят пиломатериалы. Древесину толщиной 40 мм и 60 мм хранили на 20 миллиметровых прокладках, поэтому она была в хорошем состоянии. А вот ситуация с 25-миллиметровыми досками оказалась гораздо хуже: они хранились на прокладках, толщина которых составляла 8 мм, поэтому неудивительно, что все они были поражены черной плесенью и синевой. Кроме того, на пиломатериалы, длина которых составляла целых четыре метра, использовалось лишь 5 прокладок, то есть расстояние между ними составляло метр, что является грубым нарушением условий хранения материалов толщиной 25 мм. Также было обнаружено, что пиломатериалы находятся в цехе более суток — такое накопление приводит к зарождению синевы.
  3. Пообщавшись с сотрудником, ответственным за антисептирование древесины, наш представитель выяснил, что материалы толщиной 25 мм здесь пропитывают 10-15 минут, тогда как рекомендованное время пропитки составляет 5 минут. Из-за увеличения времени пропитки и тонких прокладок содержимое пакета с пиломатериалами практически не проветривалась. К тому же температура внутри пакета местами достигала +40 градусов — судя по результатам, «эксперименты» не пошли древесине на пользу. Вот почему такие материалы рекомендуют антисептировать методом погружения, а не, как в данном случае, вымачивания. Кроме того, нам удалось выяснить, что количество готового раствора антисептика на данном производстве не соответствовал нужному для обработки материалов на экспорт количеству.
  4. Наш представитель узнал, что пиломатериалы, которые наши клиенты закупали в лесхозах, обрабатывали антисептическим раствором с нарушением технологии: согласно инструкции, их необходимо антисептировать в течение суток с момента распила, а сотрудники компании, с которой мы имели дело, делали это только через 3-4 суток. Обработанные таким образом пиломатериалы были пригодными для использования только внутри страны, ведь экспортная древесина обычно около месяца ожидает в порту своей очереди — вероятность ее поражения вредными грибками составляет 99%. Поэтому жалобы покупателя были вполне справедливы.

После осмотра производства, на котором пиломатериалы готовили к экспорту, наш сотрудник поехал в порт, из которого сырье отправляется за границу. Ситуация на терминале в порту, где обычно хранят товар, напоминала ситуацию на складе нашего клиента: доски, толщина которых составляла 40 мм и 60 мм, были в прекрасном состоянии, тогда как состояние досок толщиной 25 мм — как приобретенных в лесхозах, так и собственного распила — было плачевным. Удивительно и то, что пораженное сырье, вообще отправляли, зная, что с ним неминуемо возникнут проблемы.

Обо всех выявленных на производственной базе нарушениях наш сотрудник сообщил руководству компании, которое приобрело у нас антисептическое транспортное средство. Кроме того, нашим клиентам был отправлен отчет, в котором содержались официальные результаты лабораторной проверки раствора, который был взят в ванне на данном производстве. Лабораторный анализ показал, что концентрация средства составляла всего 1,25%, тогда как необходимая концентрация должна была быть как минимум в три раза выше».

Однако, по словам Юрия Ивашкива, финал этой истории все же был положительным. Руководство компании прислушивалось к советам и провело определенные кадровые перестановки. Теперь на этом производстве следят за соблюдением необходимых требований технологии, толщина прокладок была увеличена до 20 мм, а пакеты с пиломатериалами выдерживаются в растворе в течение строго определенного изготовителем антисептика времени.

Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что любая ситуация с антисептическим средством должна рассматриваться в рамках производства, на котором ее применяют. В работе с таким продуктом необходимо четко следовать рекомендациям производителя, ведь нарушение технологии использования и грубые ошибки неминуемо приведут к существенному ухудшению качества сырья, или вообще сделают его непригодным для каких бы то ни было целей. Поэтому руководству предприятий, занимающихся распилом и обработкой древесины для дальнейшего ее экспорта, необходимо держать процесс ее антисептирования под своим контролем, чтобы иметь возможность оперативно исправить ситуацию и таким образом избежать убытков.